Если у вас есть желание научиться программировать (или как говорят программисты – кодить), но совершенно нет времени или желания изучать толстенные талмуды различных программистов-профессоров-профессионалов, то вы можете ознакомиться со следующими мини уроками. Создавать программы не сложно. Это не сложнее чем собирать конструктор или рисовать в Paintе какой-нибудь нелепый рисунок. Все, что требуется для того, чтобы создавать обыкновенные программки, так это среда, которая предоставляет эту возможность и, самое главное, хоть какое-то желание. Итак, если у вас имеется желание научиться программировать, то приступим к уроку №1.

Урок № 1. Моя первая программа.
Сначала нам нужно найти подходящую программу для программирования. На мой взгляд, самая простая, понятная и показательная программа, что отнюдь не означает ограниченность ее возможностей, это система программирования Delphi. Предлагаю скачать дистрибутив в какого-нибудь торрента или купить диск. Сейчас в моде 7я версия Delphi.
Итак, скачали и установили сию программу. Пришло время запустить ее. После запуска мы видим не совсем обыкновенное расположение окон программы: сверху имеется главное окно, слева еще два (сверху и снизу), по центру есть окно заготовки нашей первой программы с именем Form1, а так же имеется окно с каким-то текстом непонятным (Unit 1).
Пару слов о каждом окне. В главном окне, которое расположено сверху мы, как обычно, можем найти различные кнопки и команды для того, чтобы: создать новый проект, открыть, сохранить, сделать настройки и прочие другие функции. Но лавное в этом окне – это набор компонентов, из которых мы как из кирпичей можем создавать окно (интерфейс) своей программы. Например, на вкладке Standart мы видим такие объекты как:
Label (в виде буквы А) – это простая надпись на окне (Forme) программы;
Edit (ab в белом квадрате) – это поле, в которое мы можем вводить в нашу программу различные исходные данные для их обработки;
Memo (значок в виде листика с текстом) – это такое объект, который может отображать различный текст, заданный кодом программы;
Button (вид кнопки с текстом «ОК») – это кнопка, по нажатию на которую будет происходить то или иное действие, определенное нашим кодом.
Тут есть и другие объекты, но для начала нам хватит и этих для того, чтобы создать маленькую программку.

Другое окно называется Object TreeView (дословно переводится как просмотр древа объектов нашей программы). Дело в том, что наша программа будет состоять из различных объектов, которые будут связанны между собой либо общим местоположением, либо нашим кодом. Вот это древо объектов (Object TreeView) и показывает нам где что находится и что на чем лежит. На данный момент в нем есть лишь один объект – это окно нашей первой программы (Form1), которое вы видите перед собой по центру.

Еще одно из важнейших окон – это Object Inspector. В нем содержатся множество параметров наших объектов, которые будут участвовать в нашей программе. Для того чтобы посмотреть свойства объекта, его нужно выделить на Form1 (или выделить саму Form1, нажав на нее курсором) и посмотреть что там содержится. Например, свойство Color будет задавать цвет нашего окна, свойство Left – это расстояние от левой границы нашего экрана до левой границы окна, свойство Top – это расстояние от верхней границы экрана до верхней границы окна. По сути все видимые (и невидимые) свойства содержатся в Инспекторе Объектов, благодаря чему их можно задать вручную (но так же можно их же задать и программно, с помощью кода).

На Инспекторе Объектов есть не только свойства (Properties), но и указание на те события (Events), которые будут обрабатываться нашим кодом. Например, вы хотите чтобы в ответ на то, что вы кликните мышкой по окну, окно Form1 поменяло свой цвет. Забегая вперед опишу как это просто делается в Дельфи:
1) Заходите в Испектор объектов на вкладку Events и делайте двойной клик напротив строчки OnClick – появится окно Unit1 с каким-то текстом и мигающим курсором. Не обращая внимания на разные нюансы, просто напишите такую строчку:

Form1.Color := clRed;

И сразу после того, как поставите «;» в конце строчки, нажимайте на клавишу F9 на клавиатуре. Появится ваше пустое окно. Кликните на него, и вы увидите, что произойдет. Окно станет красным! Вот вы и создали свою первую программу, которая состоит из множества строчек кода, но которые были созданы автоматически при запуске программы, а вам пришлось лишь ввести одну строку для того, чтобы программа сделала то, что вам надо. Конечно же, вы можете делать все это вручную: описывать каждому объекту цвет, фон, размер, события, но зачем, когда среда Дельфи экономит для нас наше драгоценное время? Но вернемся к нашим разъяснениям.

Что собственно мы написали. Двойным кликом на странице Events мы приказали создать в программе обработку события OnClick (то есть реакцию нашей программы на событие – клик по форме). Автоматически появился код, который предложил нам описать обработку. Что мы и сделали. Дословно строчка «Form1.Color := clRed;» переводится как: «Цвету формы1 присвоить значение красный». Эту форму можно растягивать, можно перемещать, свернуть и развернуть и все остальное, что можно делать с окнами в Windows – это все прописало за нас среда Дельфи, но мы можем изменить этот код или написать свой с нуля.

Итак, первая программа готова. Пусть она простая и бесполезная, зато образцово показательная. В следующих уроках мы разберемся в некоторых других тонкостях программирования на Delphi.