Социоинженерный подход сложился в рамках индустриальной социологии в 30-х гг. XX века. С распространением идей теории «человеческих отношений» в организациях появился социальный работник, в задачу которого входили решение проблем стабиль ности персонала и улучшение взаимоотношений в социальной организации. Выполнение таких функций потребовало проведения социологических исследований, ориентированных на реше-
ние практических проблем. В последующем на смену отдельному социальному работнику пришли специализированные социоло гические службы, расширившие круг решаемых социальных про блем, охватывая обследованиями не только рядовых членов орга низации, но и руководящий состав.
Наиболее характерные черты социоинженерного подхода сле дующие:
ориентация на изучение и изменение искусственных социальных систем, прежде всего социальных организаций;
применение научных методов и средств в социальном уп равлении;
непосредственная включенность прикладной социологии в практику социального управления;
установка на использование социальных ресурсов, челове ческого потенциала в организациях;
создание постоянных или временных служб, профессионально занимающихся социальной работой.
Прежде всего осуществляется ориентировочный зондаж изучаемого социального объекта и оценивается реальная ситуация путем ее сравнения с нормативной моделью. Различие между существующим положением дел и желательным выступает основой выделения решаемой социальной проблемы. Вариант решения представляет собой идею или гипотезу, которая должна содержать какие-либо способы достижения целей социального управления. При этом составляется исчерпывающий перечень мер, позволяющих максимально сблизить или привести в соответствие реальную ситуацию и нормативную модель.
Сбор и анализ информации служат средством уточнения и выбора гипотетических решений, на основе которых вырабатываются и реализуются практические рекомендации, осуществляется прогноз возможных проблемных ситуаций в связи с нововведениями. Такой неоднократно повторяемый цикл решения социальных проблем составляет основу социального управления в организации. Методы социоинженерной деятельности постоянно совер шенствуются, видоизменяются и корректируются в соответствии с возникающими задачами и условиями. В их основе лежат различ ные виды прикладных, социологических исследований. Социальная диагностика — метод оценки состояния социального объекта. Воздействие на организацию здесь основывается на само рефлексии, в результате которой показ истинного состояния по рождает потребность в совершенствовании работы («эффект зер кала»). В ходе социальной диагностики могут решаться следующие задачи:
выявление приоритетности отдельных социальных проблем;
анализ и оценка отдельных показателей социального развития;

анализ и оценка состояния социальной организации в целом;
оценка результатов социального развития за определенный период;
оценка эффективности проведенных мероприятий и др. Социальное планирование — метод научного определения целей организации и средств их реализации, при котором общие цели конкретизируются в виде системы частных целей и выражаются совокупностью социальных показателей, если они не задаются вышестоящими инстанциями. Чаще всего ведется путем экстрапо ляции существующих тенденций.
Социальное прогнозирование. В отличие от плана, который носит директивный характер и предусматривает однозначное решение, прогноз имеет вероятностный характер и содержит альтернативы. Социальное нормирование — метод исследований и разработок, с помощью которого решаются проблемы построения и исполь зования нормативов, выражающих типичные требования к функ-ционированию социальных организаций.
Социальное программирование — разновидность социального планирования, при которой детально определяются этапы решения достаточно крупных проблем, намечаются средства, мероприятия, сроки, ожидаемые результаты.
Социальное проектирование состоит в научно обоснованном определении основных параметров будущей социальной органи зации с их привязкой к конкретным условиям ее функциониро вания.
Социальное консультирование — метод совершенствования прак тики социального управления и экспертной помощи руководителям в решении стоящих задач. Консультирование осуществляют профессиональные консультанты, консультационные организации, научные работники, специалисты.
Разработка социальных технологий предполагает четкую фиксацию способов и средств организации социальных процессов, действий органов управления и исполнителей, осуществляемых в определенной последовательности. Социальные технологии позво ляют объединить действия руководителей и исполнителей в единую систему, четко определив границы действий каждого, снизить издержки на подготовку и проведение отдельных мероприятий, накапливать опыт решения социальных проблем. Деловые игры — метод имитации совместной деятельности с введением участвующих в конкретные должности. Одной из раз новидностей этого метода выступают инновационные игры, ко торые проводятся с целью разработки и внедрения нововведений в организациях.
Методы групповой работы основаны на совместной работе в небольших группах (3 — 7 человек) над определенным заданием
по решению сложных проблем; иногда используются для обучения и повышения квалификации руководителей. Примером методов групповой работы могут служить «мозговая атака» и «метод Дельфи»,
«Мозговая атака» («мозговой штурм») представляет собой разовый обмен идеями между экспертами в условиях личных контактов с применением различных мер стимулирования творческой активности. Рекомендуется привлекать участников примерно од ного должностного статуса. Каждый эксперт должен стремиться к максимальной раскованности мышления и не бояться высказывать самые невероятные и парадоксальные идеи. Необходимо создать обстановку доброжелательности по отношению к чужим идеям, готовности их развить.